Икона Численской Божьей матери

 

Однажды зимой 2003-2004 года набрал в поисковом окне «Яндекса» свою фамилию и узнал, что у меня есть однофамилица – православная икона Божьей Матери. Она так и зовется – икона Численской Божьей матери.

Разумеется, я заинтересовался и стал поочередно открывать все сайты, где она упоминалась. Увы, узнать удалось немногое – везде о ней говорилось, что – цитирую – об этой иконе не известно ничего, кроме названия.

На двух сайтах посчастливилось найти изображение иконы, но – очень невнятное, черно-белое, непонятно как появившееся – то ли это фотография, то ли – рисунок, сделанный карандашом, если да – то откуда и кем они были сделаны. Вот это изображение (иллюстрация 1):

Хотелось узнать больше, и я принялся за розыски (к сожалению, только в Сети) – оставлял сообщения с просьбой о помощи на различных православных сайтах, антикварных и прочее.

Однажды мне, наконец, ответили: икона считалась чудотворной, ударение на втором слоге (как и в моей фамилии), утеряна, других сведений о ней не имеется – ни где ее видели в последний раз (и видели ли ее вообще когда-либо), ни где и кем она написана, ни почему она называется именно так, а не иначе. В общем, сплошные тайны.

Однако, кое-что все-таки из этого сообщения (с форума диакона Кураева) мне узнать удалось: в частности, то, что в иконостасе Успенского придела Крестовоздвиженской церкви города Иркутска есть список этой иконы. Размеры – 105 на 50см. Техника исполнения западно-европейская – паволока, левкас, темпера. Иконостас расписывался приезжими украинскими богомазами в 1750-1760 годах. Чаще всего списки делаются с чудотворных и знаменитых икон – иногда по памяти, иногда непосредственно с оригинала. Вот, кстати, и сама эта икона (иллюстрация 2), расположенная в Иркутске:

Надо полагать, что иконописец, работавший над ней, скорее всего, ее видел, хотя случалось и так, что создавался список и исключительно понаслышке (когда речь шла о наиболее знаменитых иконах). Была ли похожа настоящая Численская на иркутский список? У меня есть предположение, что да, была – во всяком случае, не трудно заметить композиционное сходство иркутского списка со странным черно-белым изображением в Инете.

Впрочем, конечно, это не факт. Для примера приведу здесь изображение иконы Виленской Божьей Матери (иллюстрация 3), расположенной в том же иконостасе и являющуюся парной к Численской, то есть – симметричной к ней по другую сторону от врат:

Бросается в глаза композиционное сходство этих двух икон из Иркутска, а также общность техники исполнения – сразу чувствуется одна рука, или, по крайней мере, принадлежность художников к одной школе иконописи. Только, на мой взгляд, на этом списке Виленской Богородица выглядит довольно грубоватой и угрюмой по сравнению с Численской.

Но вот что любопытно – этот список Виленской (а списков этой иконы очень много) не имеет ничего общего с Вильнюсским оригиналом (иконой Богоматери Одигитрии, расположенной в Виленском Троицком монастыре).

Взгляните на последнюю иллюстрацию:

Это для примера – к вопросу о том, насколько может быть похож иркутский список Численской на свой оригинал, если парный к ней список Виленской отличается от своего оригинала столь разительно.

Но вот еще один прелюбопытнейший вопрос: имели ли устроители иконостаса и сановные заказчики моральное право размещать список Численской парно к списку столь знаменитой во все времена иконы, как Виленская?

Чтобы читатель смог по достоинству оценить резонность моего вопроса, расскажу вкратце историю иконы Виленской Божьей Матери.

По преданию эта икона была написана самим евангелистом Лукой (единственным римлянином среди остальных евангелистов евреев), и на Руси очутилась в 1472 году в качестве приданого византийской царевны Софии Палеолог (ревнительницы Православия), вступающей в брак с Великим князем Иваном Третьим Васильевичем Первым (тоже, кстати, как и его более знаменитый для потомков внук Иван Четвертый Васильевич Второй, носившем прозвище Грозный).

В 1495 году Иван Третий благословил этой иконой свою дочь Елену, отпуская ее в замужество в землю Литовскую за князя Александра. Икону Елена увезла с собой.

Чтобы оценить всю важность этой иконы для православных христиан, приведу такой факт: Иван Грозный впоследствии предлагал польскому королю Сигизмунду обменять эту икону на пятьдесят знатных пленников, но – ему отказали.

Так имели ли право святые отцы размещать парно ко столь знаменитой иконе (пусть и лишь ее списку) список иконы Численской Богоматери?

Отвечу на свой вопрос сам: скорее всего, да, имели – иерархия в церкви существует не только для клира, но и для икон. Тогда получается, что Численская была столь же знаменитой и чудотворной, как и Виленская. Но как же в таком случае произошло так, что об этой иконе не осталось абсолютно никаких сведений?

Надеюсь, настанет день, когда все заданные мною вопросы отпадут сами собой. Возможно, что сама публикация мною в Сети этой небольшой монографии поможет разрешить их.

А пока,… пока можно лишь любоваться иркутским списком. Богородица на нем изображена в полный рост, что, согласитесь, редкость – чаще ее изображают по пояс, да и к тому же сидящей. Она что-то, играя, показывает младенцу правой рукой, левой – слегка обнимает его, но, обнимая, совсем не держит. Он словно бы парит возле нее. Ее лицо полно строгой нежности и безмятежности, в нем чувствуется скрытая грозная сила его обладательницы, она не беспокоится за будущее своего ребенка, не пытается предотвратить это высокое будущее, потому что знает – победа неизбежна!

Она – воительница Православия!

С уважением, Владимир Численский

12 февраля 2007 года от Р.Х.



Hosted by uCoz