От автора
Эту легенду я написал случайно, а если точнее – всего лишь литературно
ее обработал и записал (так как она, как и любая другая легенда – плод
народного творчества).
Еще когда я учился на четвертом курсе Жургеновки, в середине
двухтысячного года ко мне обратилась за содействием одна девочка-дипломница:
темой своего проекта по специальности «художественный текстиль» она выбрала
именно этот материал, и намеревалась отразить свой замысел в «чиях».
«Чии» – это такая техника художественного промысла, когда на тонкие
очищенные соломенные или камышовые стебли шаг за шагом наматываются пряди
шерсти, заранее выкрашенной в соответствии с выбранной цветовой гаммой. Потом
стебли скрепляются между собой, и получается изображение.
На защите к самой работе должна прилагаться пояснительная записка,
которая освещала бы ее содержание. Вот эту записку моя приятельница и попросила
для нее сочинить, предварительно наспех (минуты за три) поведав мне саму
легенду. Впрочем, эта легенда всеми пересказывается очень быстро.
Некоторое время спустя я отнес этот текст в редакцию «Простора», где он
и был вскоре опубликован (№3, 2002 год). Теперь предлагаю его вниманию читателя
и здесь.
Несколько позже по мотивам легенды мною была написана пьеса «Дервиш», с
которой можно ознакомиться здесь же, на этом сайте в разделе «Драматургия».
Легенда об Асане-Кайгы
Когда-то очень давно – лет, быть может, сто, а то и
все триста назад (кто теперь может сказать?) в одном из аулов, затерянных в
самых глубинах степи Дешт-и-Кыпчак, в одной небогатой, но и не бедной, и очень
дружной семье родился мальчик, которого – после небольших раздумий – отец и
мать нарекли Асанали.
Ничем особенным в детстве Асан от своих погодков не
отличался – разве что лишь тем, что бывал он всегда как-то по-особенному весел
– этим он запомнился аульчанам.
Все, что только возникало перед пытливым и
любознательным взглядом мальчика, радовало его – будь то жаворонок или
кобылица, трава или ручей, колодец или уздечка.
Впрочем, всегдашняя радость Асана аульчан не удивляла
– ну, чего ему печалиться? Ведь у него была любящая мать, работящий и
заботливый отец, уважаемый всеми в округе, сильные старшие братья и красавицы
сестры.
И будь все так же и впредь, как оно было поначалу,
то, наверное, не дошла бы до нас легенда об Асане-Кайгы – люди никогда не
складывают легенд о тех, кто не отличается от них самих. Да и – правильно
делают.
Восемнадцать долгих зим и восемнадцать быстротечных
весен отмеряло время с часа рождения Асана, прежде чем случилась с ним беда – так
единодушно решили аульчане, к такому же выводу пришли родители юноши, так же
подумали его братья и сестры.
На самом деле, никакой беды с ним решительно не
приключилось. Просто однажды, в один из тех последних дней, когда его
восемнадцатая весна догорала в солнечных лучах наступающего лета, забрел Асан
куда-то довольно далеко от своего аула, и там, притомившись, присел на еще
горячий, не остуженный вечерней прохладой камень – неизвестно как очутившийся в
этом месте (камни в Великой степи – редкость. Пойди-разбери – как они туда
попали).
Просторна степь, а душе человеческой мил простор.
Ничто так не располагает человека к созерцанию, как бескрайние дали,
развернутые перед его взором.
Оттого так и любят созерцать степняки – чтобы ласкать
увиденным свою душу. И лишь немногие из их знают, что есть в созерцании и своя
опасность – иногда оно подвигает человека к слишком глубокому раздумью. И
почему-то далеко не всех, а лишь некоторых – избранных! Случайность ли это,
или, быть может, сам Аллах выбирает их.
По этому поводу люди могут сказать лишь одно – тот,
кто однажды задумался, будет думать до конца. И люди всячески уважают таковых,
но почему-то как-то уж издали, почему-то сторонятся их…
Неизвестно, сколь долго любовался степными просторами
Асан, но именно в этот вечер пришла его пора задуматься.
«А ведь мир – это не только о, что мы можем видеть с
порога своей юрты, – подумал он. – Ведь где-то там – там, куда не достает наш
взгляд – тоже мир. И там – далеко-далеко – есть другие люди, другие аулы, и
есть другие города, в которых люди живут совсем по-другому – не так, как его
аульчане».
Ведь даже он сам, несмотря на свою молодость, уже
слышал об этом от редких, но все-таки забредающих и в их аул скитальцев и
бродяг. Более того, рассказывали они, что будто бы есть где-то там, где
кончается степь, и какие-то другие страны, какие-то другие племена, целые
народы есть там. И все они живут, каждый по-своему – порою чудно как-то, порою
будто бы с придурью, а порою и умно. А мы – он сам, его семья, их соседи – правильно
ли мы живем? Хорошо ли?» – продолжал мысленно допытывать у самого себя Асан. И
вспомнились ему тут и долгие полуголодные зимы, и скудеющие в засушливые лета
пастбища, и барымта, которая – что греха таить? – случалась в степи. «Так, быть
может, есть где-то на земле лучшие места, чем те, где я родился? Или хотя бы
одно такое место – заповедное, обетованное?» – снова спросил юноша сам у себя.
И тут он прикрыл глаза, и возникло перед его
внутренним взором видение – на травяном лугу пасется белая длиннорунная овца, а
на спине у нее сидит, как ни в чем не бывало, развеселый жаворонок, и поет свою
беззаботную песню.
Открыл Асан глаза – и видение пропало. Но осталось в
его памяти навсегда.
«Так вот какой должна быть настоящая земля! – подумал
он, возвращаясь в аул. – А ведь у нас никогда жаворонок не сядет на спину овце,
никогда овца не позволит ему сделать это!» Асан безоговорочно уверовал в
правдивость своего видения.
И загрустил с того вечера Асан – да что там
загрустил! – ходил мрачнее тучи, что и взволновало окружающих.
Так прошел год, а то и два. Люди, знавшие юношу, уже
давно позабыли свойственную ему прежде веселость, и потому окрестили его
«Кайгы» – что означает «печальный»…
Однажды ночью – в конце месяца Наурыз – когда луна
светила столь ярко, что звезды на небе попрятались, вышел Асан-Кайгы из
родительской юрты и, как это стало обычно для него в последние два года,
задумался – глубоко и надолго. Затем он стряхнул с себя оцепенение, вернулся в
юрту и вскоре вновь появился на пороге, но на этот раз одетый по-дорожному, а в
руках у него была котомка. Потом Асан разбудил свою любимую верблюдицу и не
спеша повел ее в степь – прочь от родного аула.
С тех пор его там не видали. Прошел год, и аульчане
стали забывать о том, что был среди них такой человек – Асан по прозвищу Кайгы;
прошло три года – и забыли о нем дальние родственники; а через пять лет стали
забывать о нем его братья и сестры; и только отец и мать вспоминали о нем до
самой своей смерти – все ждали его, да так и не дождались…
Асан тем временем бродил по белу свету – все искал ту
землю, где на спине овцы гнездится жаворонок. И не раз уже казалась ему, что
дошел-таки он, наконец, до такой земли, и радовался он этому несказанно, но
проходило какое-то время (а оно, как известно, к мечтателям и печальникам
беспощадно) – и что-нибудь случалось: либо приходил в те места джут, либо
какая-нибудь неслыханная прежде начинала тысячами косить людей в тех местах, а
то – и того хуже! – зачинались смуты и войны. И тогда, разочаровавшись, Асан
уходил оттуда и снова пускался в поиски СВОЕЙ земли. В этих поисках он
состарился, но так и не нашел того, что искал. И почувствовал он однажды, что
смерть близка, и потянуло его на родину, домой – умирать. Почему ему захотелось
умереть именно там, где родился, он и сам не знал. Просто захотелось, и все. И
двинулся Асан в обратный путь.
И вот однажды увидел Асан аул, и хотя все аулы в
Великой сепии походили друг на друга, как две капли воды, по каким-то
безотчетно угаданным им признакам понял он, что этот аул – именно тот самый,
где он родился и вырос. И тогда, не доходя до крайних юрт, присел Асан-Кайгы на
камень – быть может, на тот самый камень, на котором ему еще в юности
привиделся впервые его мираж.
Пели птицы, ржали кони, блеяли овцы, доносились крики
и смех детей – наверное, внуков и правнуков его погодков.
И тогда поднял Асан глаза к небу и сказал: «До чего
же здесь хорошо! До чего ж спокойно! До чего же я счастлив здесь!»
И спросил кто-то Асана – оттуда, с неба: «Так зачем
же ты уходил отсюда?»
Подумал Асан и ответил: «А теперь я этого и сам не
знаю». Ответил так и опечалился. «Получается, что прожил я свою жизнь зря. Не
нажил ни жены, ни детей, не нашел ни счастья, ни СВОЕЙ земли», – подумал он и –
тут же снова услышал голос: «Почему не нашел?! Семьи ты не нажил – верно, но
счастье и землю СВОЮ ты нашел. И жизнь свою ты пожил не зря – ведь благодаря
тебе теперь люди будут знать одну очень простую, но и трудно постижимую истину –
когда человек живет на одном месте, счастью легче найти его!»
И согласился Асан с Голосом: «Да, это правда!»
И вновь прислушался Асан, и снова донеслись до его
ушей смех и крики детей со стороны аула, сквозь которые едва различался и
какой-то смутный зов со стороны кладбища. И почудилось Асану, что это зовут его
отец и мать к себе, умирать – туда, где между могил лежат камни, которых всегда
близ кладбищ много. (И как они только попадают в степь Дешт-и-Кыпчак?!)…